Учебный план

Учебный план 

специализированного структурного образовательного

подразделения начальной общеобразовательной школы

Посольства России в Португалии

на 2017 – 2018 учебный год.


п/п

Учебные предметы 

Количество часов в неделю
(5 – дневная учебная неделя)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Русский язык

5

5

5

5

2.

Литературное чтение

4

4

4

3

3.

Иностранный язык

 -

2

2

2

4.

Математика

4

4

4

4

5.

Окружающий мир

2

2

2

2

6.

Музыка

1

1

1

1

7.

Изобразительное искусство

1

1

1

1

8.

Физическая культура

3

3

3

 3

9.

Основы духовно-нравственной культуры народов России
(модуль – Основы мировых религиозных культур)

-

-

-

1

10.

Технология (Труд)

1

1

1

1

Итого

21

23

23

23


п/п

Внеурочная деятельность
(кружки, секции, проектная деятельность и др.)

 

 

 

 

1.

Мастерская речи

1

1

1

1

2.

Путешествие в мир книг

1

1

1

1

3.

Чудо-кисточка

1

1

1

1

4.

Лепка

1

1

1

1

5.

Подвижные игры

1

1

1

1

Итого

5

5

5

5

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

специализированного структурного образовательного

подразделения начальной общеобразовательной школы

Посольства России в Португалии

на 2017-2018 учебный год  для 1 - 4  классов.

 

1. Общие положения

            Учебный план ГОУ начальной общеобразовательной школы при Посольстве России в Португалии для  1- 4  классов призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

При формировании учебного плана учтены следующие нормативные правовые документы:  

 - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег.№17785);

- Приказ Минобрнауки России № 1241 от 26 ноября 2010 г. "О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373" (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег.№19707);

- Приказ Минобрнауки России № 2357 от 22 сентября 2011 г. "О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373" (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011, рег.№22540);

- Федеральный базисный учебный план, утверждённый  приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20.08.2008 г. № 241), с учётом изменений, утверждённых:

  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г. №889;
  • приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 с изменениями в соответствии с приказом от 26.11.2010 г. №1241;
  • приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011 г. № 1994;
  • письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • приказом Минобрнауки РФ от 01.02.2012 г. №74;

- Приказ Минобрнауки РФ № 1312 от 09 марта 2004 г. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ № 241 от 20 августа 2008 г."О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ № 1994 от 03 июня 2011 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ № 74 от 01 февраля 2012 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Письмо Минобрнауки РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 "О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе";

- Письмо Минобрнауки РФ № 1561/14-15 от19.11.1998 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";

- Письмо Минобрнауки РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 "Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы";

- Письмо Минобрнауки РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000 "Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы";

- Методические рекомендации Минобрнауки РФ по курсу ОБЖ от 27.04.2007г  №03-898;

- Приказ Минобрнауки  РФ № 1067 от 19.12.2012  "Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год".

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 03 марта 2011 г.);

- Письмо Департамента кадров и ВФД МИД от 02.07.98 г .№7677 "О порядке комплектования малочисленных начальных классов в российских заграншколах и расчёте штатов педагогических работников в них";

- Письмо Департамента кадров и ВФД МИД от31.07.96 г. №4486/кад "Рекомендации о порядке приёма, оплаты труда и увольнения педагогических работников, принимаемых на месте в российские заграншколы"

- Рекомендации ДК МИД "Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях МИД России".

- Положением о специализированном структурном образовательном подразделении Посольства России в Португалии.

 

Учебный план 1- 4  классов направлен на решение задач образовательной программы начального общего образования:

-формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

-готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

-личностное развитие обучающегося   в соответствии с его индивидуальностью.

Учебный план  включает: состав учебных предметов, недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку, направления внеурочной деятельности, формы ее организации.

     В соответствии с новым стандартом учебный план состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса.

        Реализация учебного плана для учащихся 1 - 4 классов начальной ступени общего образования в целях реализации ФГОС НОО направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:

- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

- универсальных учебных действий;

- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.           

       Недельная нагрузка в 1 классе составляет 21 час, во 2 – 4 классе – 23 часа. Образовательный процесс организован по 5-ти  дневной учебной недели. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе 33 недели с дополнительными недельными каникулами в феврале, во 2 - 4 классе – 34 недели. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1 класса  4 уроков, 2 - 4  класса – 5 уроков. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся. Обучение в 1-м классе осуществляется с использование «ступенчатого» режима обучения в  сентябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, с октября  по 4 урока по 40 минут каждый. В середине учебного дня (после 2 урока) проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.

         Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. В сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время используется для  прогулок, экскурсий, физкультурных занятий, развивающих игр". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников на четвертых уроках используется не классно - урочная, а иные формы организации учебного процесса: игры, импровизации, экскурсии, театрализации и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале указываются формы проведения урока, если урок проводится не в классно - урочной форме. (Письмо Министерства образования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13).

        Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10). При составлении расписания уроков в соответствии с п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся 1 - 4   классов основные предметы (математика, русский  и иностранный язык, окружающий мир) чередуются с уроками музыки, технологии, изобразительного искусства, физической культуры.

    Домашние задания задаются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе без домашнего задания,  во 2 - 3 классе -  до 1,5 часов, в 4 классе до 2 часов (п.10.10 СанПиН 2.4.2. 2821 – 10).

В учебном плане подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по  направлениям, определенным основной образовательной программой начального общего образования школы.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

         

 Особенности учебного плана

            Учебный план реализуется через комплект «Школа России» под редакцией Плешакова А.А. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно - ориентированный и деятельностный характер обучения. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

 В состав комплекта входят учебники по дисциплинам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, ОБЖ. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения. Комплект оснащен методическими и другими пособиями  по  всем  предметным областям  учебного плана ФГОС, комплектами демонстрационных таблиц к  предметным линиям УМК, современными электронными  пособиями, интернет поддержкой.

Образовательная область «Филология» включает в себя учебные предметы  «Русский язык» и «Литературное чтение», «Иностранный язык».

1.Русский язык, литературное чтение 

На изучение  «Русского языка» отводится  по 5 часов в неделю (165/170 учебных часов в год) 1 -  3класс, 4 часа в неделю 4 класс (136 учебных часов в год);  на «Литературное чтение» -  по 4 часа в неделю (132/136 учебных часа в год)               1-3 класс - 4 часа в неделю, 4 класс  по 3 часа в неделю (102 учебных часа в год).   

      Основные задачи реализации содержания предметной области - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности.

   В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом освоения знаний учениками, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники  овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

      Учебно-методический комплекс по русскому языку для 1- 4  классов включает:

    Программы: Программа к курсу: Обучение грамоте. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. М.: «Просвещение».

Рамзаева Т.Г. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы. М.: Дрофа.

 Учебники:

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1   класс  в 2-х ч.

2. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс в 2-х частях;

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.  Русский язык. 2 класс в 2-х частях;

4. Рамзаева Т.Г. Русский язык.  Русский язык. 3 класс в 2-х частях;

5. Рамзаева Т.Г. Русский язык.  Русский язык. 4 класс в 2-х частях.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств  школьника, способного к творческой деятельности.

Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы.

     Учебно-методический комплекс по литературному чтению  включает:

    Программы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение.                          Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение.

    Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»:

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. «Русская Азбука». М.: Просвещение;
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс, в  2-х частях;
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс, в  2-х частях;
  4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс, в  2-х частях;
  5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс, в  2-х частях.

 

  1. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса (по 2 часа в неделю - 68 учебных часов  в год).

      Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»    (расширенное содержание обучения иностранному языку):

1.Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.  Английский язык. 2 кл. в 2-х частях;

2.Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.  Английский язык. 3 кл. в 2-х частях;

3.Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.  Английский язык. 4 кл. в 2-х частях.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика» представлена предметом «Математика». Программа рассчитана на 132/136 часа (4 часа в неделю),1-4 классы.

Изучение направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

    Учебно-методический комплекс по математике включает:

    Программа: Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Программа 1-4 классы. М.: Просвещение

   Завершенная предметная линия учебников «Математика»:

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 класс в 2-х частях

2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 класс в 2-х ч;

3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 класс в 2-х ч;

4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс в 2-х ч.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет Обеспечение Безопасности Жизнедеятельности  на первой ступени обучения (2-4 классы) преподается интегрировано в рамках предмета "Окружающий мир". Область представлена  учебным предметом «Окружающий мир» -2 часа в неделю.

Учебно-методический комплекс по окружающему миру включает:

 Программа: Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение

Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс  в 2-х частях;

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс  в 2-х частях;

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс  в 2-х частях;

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс  в 2-х частях.

Предметная область «Искусство» представлена предметами эстетического цикла «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю).

Изучение предметов направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

1.Программа по музыке ориентирована на развитие духовного потенциала младшего школьника через формирование его музыкальной культуры и творческой компетентности, позволяет поддерживать и развивать творческие индивидуальные способности учащихся.

Учебно-методический комплекс по музыке  включает:

Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы: 1-4 классы. М.: Просвещение.

Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс;

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс;

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 класс;

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс.

    2. Курс «Изобразительное искусство»  направлен на развитие у учащихся творческого мышления через раскрытие его творческой индивидуальности.

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству  включает:

Программа:  Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение

Учебники:

1.   Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 1 класс  под. Ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение

2.Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 2 класс  под. Ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение

3.   Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 3 класс  под. Ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение

4.Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 4 класс  под. Ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение

          Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология»  и рассчитана в 1 -  3 классах  на 33/34 учебных часа, по 1 часу в неделю,                         в 4 классе -  34 учебных часов в год, по 1 часа в неделю.

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Учебно-методический комплекс по технологии  включает:

Программа:  Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы.- М.: Просвещение.

Учебники:

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение

Основные задачи предметной области «Физическая культура»: (представлена предметом «Физическая культура») укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,  нравственному     и     социальному     развитию,  успешному обучению,   формированию   первоначальных   умений   саморегуляции  средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Предмет  «Физическая культура» рассчитан на 99\102 часа (3 часа в неделю) в 1 - 4 классах.

Учебно-методический комплекс по физической культуре  включает:

Программа:  Лях В.И. Физическая культура. Программы 1-4 классы. М.: Просвещение

Учебник: Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»   в  4 классе  изучается курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" модуль – "Основы мировых религиозных культур", в объеме 34 учебных часов в год, по 1 часу в неделю.

       Целью учебного  предмета  Основы духовно-нравственной культуры народов России является формирование у учащегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

       Основными задачами  предмета  Основы духовно-нравственной культуры народов России являются:

- знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей

личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

      Учебный курс Основы духовно-нравственной культуры народов России является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

       Выбор модуля, изучаемого в рамках курса Основы духовно-нравственной культуры народов России – "Основы мировых религиозных культур" осуществлен родителями (законными представителями) учащихся.  Выбор подтвержден протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей.

Программа: Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы  М. , Просвещение

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение

Учебник: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 класс.- М.: Просвещение

 

Внеурочная деятельность

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО рассматривается образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:

‒ приобретение школьником социальных знаний,

‒ понимания социальной реальности и повседневной жизни,

‒ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде),

‒ получение школьником опыта самостоятельного социального действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное,)  в таких формах как: экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и др.

Для учащихся 1- 4 классов организована вторая половина дня по следующим направлениям внеклассной деятельности на выбор:

  1. духовно-нравственное направление;
  2. общеинтеллектуальное;
  3. общекультурное;
  4. спортивно-оздоровительное.

 

Направление
внеурочной деятельности

Содержание

и форма деятельности  (факультатив, кружок и др.)

Количество часов

в неделю

Духовно-нравственное направление

Мастерская речи

1

Общеинтеллектуальное направление

Путешествие в мир книг

1

Общекультурное направление

Чудо кисточка

1

Лепка

1

Спортивно-оздоровительное

направление

Подвижные игры

1

 

Директор  ССОП  школы  Посольства

России в Португалии                                                                М.Ганзбург