Консульский отдел уполномочен осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении граждан Российской Федерации, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», Консульским уставом, методическими указаниями Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России, положениями и нормами, содержащимися в международных договорах и соглашениях, участницей которых является Российская Федерация.
Консульский отдел:
- производит государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;
- принимает решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, в отношении граждан РФ, проживающих за границей, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся в консульском отделе в пределах календарного года;
- выдает повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся в консульском отделе в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.
Документы, выданные компетентными органами Португалии в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по португальскому законодательству в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при условии проставления на них апостиля и оформления заверенного перевода на русский язык.
Государственная регистрация акта гражданского состояния производится консульским отделом посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Для составления записи акта гражданского состояния консулу должны быть представлены документы, которые в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» являются основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документы, удостоверяющие личность заявителей.
Документы, выданные компетентными органами Португалии и предъявленные консулу для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть апостилированы и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в консульском отделе по заявлению граждан выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском отделе первого экземпляра соответствующей актовой записи.
По истечении календарного года повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния можно истребовать в установленном порядке из Управления ЗАГС г. Москвы, в котором хранятся актовые записи, составленные в консульском отделе.
Не выдаются повторные свидетельства:
- о рождении несовершеннолетнего ребенка родителям (одному из родителей), лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;
- о заключении брака лицам, брак которых расторгнут или признан недействительным.
В этих случаях по просьбе указанных лиц им выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Лицам, лично обратившимся в консульский отдел с заявлением о выдаче повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния и представившим удостоверение личности, либо документы, подтверждающие родство или заинтересованность, оно выдается в день обращения при условии, что актовая запись составлена в консульском отделе и не выслана в установленном порядке в Российскую Федерацию.
Во исполнение Федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О погребении и похоронном деле» родителям новорожденного и родственникам умершего, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, выдаются справки о государственной регистрации в консульском отделе акта о рождении или смерти для получения соответствующих пособий на территории России. Справки выдаются после регистрации рождения или смерти российских граждан в консульском отделе на основании записи акта гражданского состояния.
В настоящее время имеется возможность подачи в консульский отдел Посольства предварительных заявлений по вопросам государственной регистрации рождения ребенка и государственной регистрации заключения брака, заполненных на консульском информационном портале https://zags.kdmid.ru.
В дальнейшем будет реализована возможность направления в консульские учреждения предварительных заявок в электронном виде для регистрации всех типов записей актов гражданского состояния.
Более подробная информация по вопросам регистрации актов гражданского состояния за рубежом представлена на Консульском информационном портале.