С 1 января 2024 года Указом Президента РФ от 22.11.2023 г. № 872 введено понятие «РЕПАТРИАНТ»
1. Репатриант – это соотечественник, изъявивший желание принять участие в Госпрограмме в порядке, установленном Госпрограммой для репатриантов, из числа:
- граждан РФ, постоянно проживавших за ее пределами по состоянию на 24 февраля 2022 г.;
- лиц, добровольно оформивших выход из гражданства РФ;
- лиц, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР;
- лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ и имевших соответствующую гражданскую принадлежность.
2. Для участия репатриантов в Госпрограмме вводятся особые условия (при этом они вправе принять участие в Госпрограмме на общих основаниях):
- репатриантам не требуется подтверждать владение русским языком;
- репатриантам предоставлена возможность выбирать для переселения любой субъект РФ, в том числе, не участвующий в реализации Госпрограммы на общих основаниях (например, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург);
- требования (к возрасту, стажу и образованию) региональной Госпрограммы выбранного субъекта РФ на репатриантов не распространяются, но в то же время репатриантам не предоставляются следующие компенсационные выплаты: за расходы на переезд, за нотариальные действия, получение подъемных, получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности, на получение жилищной субсидии после приобретения гражданства РФ.
3. Участник Государственной программы в качестве репатрианта и члены его семьи имеют право:
- на освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства;
- на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;
- на получение образования, медицинской помощи, предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения, на получение услуг в области содействия занятости и оказания иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на компенсационные выплаты за расходы, связанные с оформлением виз;
- субъекты РФ вправе принимать решения, об оказании репатриантам финансовой и иной помощи.
Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р.
Образец "Заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию" см. в разделе "Документы" внизу страницы.
Заявление заполняется на компьютере без помарок и исправлений и направляется в консульский отдел Посольства по электронной почте consul@embrussia.ru с темой "Программа переселения" в формате MS-Word для предварительного рассмотрения со сканированными копиями необходимых документов. Заявление может быть заполнено разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета без помарок и исправлений.
Список необходимых документов :
1. оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, копии документов о семейном положении заявителя и членов его семьи с предъявлением оригиналов этих документов;
2. 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора;
3. копии свидетельств о рождении заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов;
4. копии документов об образовании и (или) о квалификации, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения;
5. один из следующих документов, подтверждающих основание отнесения к репатриантам:
- вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий постоянное проживание на территории иностранного государства, - для подтверждения постоянного проживания заявителя за пределами Российской Федерации (для граждан Российской Федерации) по состоянию на 24 февраля 2022 г.;
- справка о выходе из гражданства Российской Федерации - для подтверждения выхода заявителя в установленном порядке из гражданства Российской Федерации на основании своего добровольного волеизъявления;
- свидетельство о рождении, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ - для подтверждения рождения (постоянного проживания) заявителя на территории РСФСР и наличия в прошлом гражданства СССР;
- свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы) - для подтверждения наличия у заявителя родственника по прямой восходящей линии, родившегося или постоянно проживавшего на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации и имевшего соответствующую гражданскую принадлежность.
В случае отсутствия документов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, заявители представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.
Оформленные на территории иностранных государств документы должны быть снабжены апостилем. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы в соответствии с российским законодательством о нотариате.
Соотечественник несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении.
Соотечественник вправе предоставить указанные документы и информацию по собственной инициативе.
Прикрепленные к заявлению, направленному в консульский отдел Посольства для предварительного рассмотрения, электронные копии документов должны быть пригодными для прочтения, полностью и четко отражать внешний вид и содержание оригиналов документов, в том числе имеющиеся в них буквенные и цифровые надписи, изображения (фотографические, графические, табличные и иные), печати, подписи.
Основанием для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
- нарушение требований к форме и/или содержанию заявления участника Государственной программы;
- текст заявления не поддается прочтению;
- отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов;
- представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом;
- в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны не разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.
Предоставление государственной услуги приостанавливается в случае, если в заявлении выявлены ошибки или неточности принципиального характера. Для возобновления государственной услуги соотечественнику необходимо подать заявление повторно.
В случае выявления ошибок или неточностей в заявлении или разночтений между оригиналами документов и их копиями, заявление списывается, а соотечественнику предлагается устранить недочеты и подать заявление повторно.